Во втором квартале мошенники украли у банковских клиентов более 3 млрд рублей

Во втором квартале 2021 года злоумышленники похитили со счетов россиян более 3 млрд рублей. Это почти в 1,5 раза больше аналогичного периода прошлого года. 

При этом кредитные организации менее охотно возвращают пострадавшим украденные средства. Из упомянутой выше суммы они компенсировали только 7,4%. В 2020 году показатель находился на уровне 12,8%.

В апреле-июне 2021 года доля социальной инженерии снизилась до 47%, в то время как в прошлом году показатель составлял 98,6% от всех мошеннических операций. Тенденция к снижению началась еще в первом квартале. Центробанк полагает, что достичь таких результатов удалось благодаря повышению уровня финансовой грамотности населения, осведомленности россиян о методах работы злоумышленников и способах борьбы с ними.

Но такая статистика не означает, что россияне стали реже сталкиваться с телефонным и другими типами мошенничества, подразумевающими психологическое воздействие с целью хищения денег. Только во втором квартале Центробанк инициировал блокировку около 12000 номеров, что более чем в 2 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Также было заблокировано 804 мошеннических сайта, которые выдавали себя за реально существующие финансовые организации. Это на 72,3% меньше, чем во втором квартале 2020 года. Регулятор отмечает увеличение числа сайтов финансовых пирамид: если во втором квартале прошлого года было выявлено всего 4 таких ресурса, то сейчас их число достигло 74.

Чаще всего с использованием методов социнженерии мошенники воруют деньги через онлайн-банкинг – 81,8% от всех случаев. Другие популярные методы – кража средств с использованием фишинга (разработки сайтов, отправки ссылок в мессенджеры) и рассылки файлов вирусами. 

В денежном эквиваленте через онлайн-банкинг мошенники смогли украсть у физлиц 1,2 млрд рублей, через оплату товаров в интернете – 856 млн рублей, через банкоматы – 435,5 млн рублей. Через онлайн-банкинг юридических лиц злоумышленники похитили 481,8 млн рублей.

Наибольший объем денег финансовые учреждения вернули пострадавшим от мошенничества через оплату покупок в интернет-магазинах – 22,1%. При хищении средств через банкоматы размер возврата составил 3,9%. Физлицам, у которых украли деньги через онлайн-банкинг, вернули 1,3%. Меньше всего средств возмещено юридическим-лицам, потерявшим деньги через онлайн-банкинг – 0,2%.

Размер доли возврата напрямую зависит от того, какую информацию пострадавший сообщил мошенникам. Если банк выяснит, что клиент самостоятельно назвал CVV-код или пароли из смс, вероятность того, что последний сможет получить обратно свои деньги стремится к нулю. То же самое относится к случаям, когда человек поверил злоумышленникам и перевел деньги «на безопасный счет» через банкомат и кассу. В обоих случаях операция воспринимается банком как та, которая была совершена с согласия клиента. 

Регулятор и финансовые учреждения напоминают о том, что ни в коем случае нельзя сообщать посторонним персональную информацию, данные банковской карты и коды, которые пришли в смс-сообщении. А при возникновении сомнений (к примеру, при поступлении звонка от якобы службы безопасности банка или других структур) необходимо прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в свой банк по номеру горячей линии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here