Во время пандемии мошенники стали активнее: как защитить свои деньги

В течение первых 6 месяцев этого года мошенники совершили более 360 тысяч несанкционированных операций в результате чего у жертв было украдено около 4 миллиардов рублей, что на 39% больше в сравнении с показателями того же периода 2019 года. Пострадавшим сложно вернуть средства обратно. Сделать это смогли лишь 12,1% (порядка 485 миллионов рублей).

Стоит поговорить о том, какими распространенными схемами пользовались мошенники и как не попасться в их ловушку.

Телефонное мошенничество

Это самый распространенный способ выманивания денег доверчивых жертв. По данным Центрального Банка, на эту схему пришлось 83,8% случаев от общего числа. Выглядит она следующим образом.

Мошенники звонят жертве и представляются службой безопасности кредитной компании или службой финансового мониторинга. Они сообщают о зафиксированной подозрительной операции, которая проводится по карте или счету клиента. Для того чтобы якобы отменить транзакцию, клиенту необходимо совершить несколько действий. Дальнейший ход событий может разворачиваться по нескольким схемам:

  1. Мошенники пытаются узнать платежные данные карты: ее номер, срок действия, CVV-код. Альтернативный вариант – данные для доступа в личный кабинет.
  2. Звонок из Бюро кредитных историй. Мошенники представляются сотрудниками БКИ и сообщают о подозрительной попытке оформления займа по паспортным данным клиента. Дальнейшие действия нацелены на получение персональной информации клиента и данных его карты либо на то, чтобы тот действительно оформил кредит, а затем «вернул» его на «безопасный счет».
  3. Третий вариант – убедить жертву снять деньги в банкомате и перевести их на специальный счет, который поможет «сделать средства недоступными для мошенников». Некоторые, якобы заботясь о клиенте, даже предлагают вызвать за свой счет такси к ближайшему банкомату.
  4. Установка приложений. Мошенники просят жертву установить на смартфон приложение, которое «защитит» деньги. В самом же деле оно предназначено для удаленного доступа к телефону, получив который можно зайти в личный кабинет и перевести на свой счет средства клиента или оформить предодобренный кредит и забрать полученные деньги себе.

Существует и более сложный вариант таких схем, когда к звонкам от «сотрудников банка» присоединяются звонки от представителей «правоохранительных органов». Они подтверждают предоставленную ранее информацию и утверждают, что перевод средств на безопасный счет – единственное правильное решение.

Персональную информацию о банковских клиентах и их контактные данные злоумышленники находят или покупают в теневом сегменте интернета (даркнете).

Перевыпуск сим-карт

Злоумышленник в салоне сотовой связи называет ФИО потенциальной жертвы и номер телефона с просьбой перевыпустить сим-карту. Для идентификации личности используется доверенность или подделанная копия паспорта. Далее сим-карта устанавливается в телефон и привязывается к мобильному банкингу.

Онлайн-формат киберпреступности

Такой вид мошенничества активизировался во время пандемии. По данным Центрального банка, через интернет за первые полгода было украдено более 2 миллиардов рублей. Самые распространенные схемы:

  1. Рассылка поддельных писем с обещанием скидок в популярных магазинах. Мошенники создают копии сайтов известных площадок при переходе на которые можно заразить компьютер вирусом и предоставить доступ ко всей информации на нем. Второй вариант – клиент вводит данные платежной карты для «оплаты», а мошенники похищают их.
  2. Рассылка сообщений с информированием о крупном выигрыше или зачислении социальных выплат. Но для их получения необходимо осуществить так называемый «закрепительный платеж» или оплатить комиссию. Во время пандемии мошенники чаще всего рассылали сообщения о связанных с коронавирусом выплатах, создавали сайты с сервисами доставки еды или опросами от имени известных брендов, за прохождение которых обещалось вознаграждение. В таком случае речь шла о некрупных суммах, чтобы не вызывать лишние подозрения. К примеру, размер «закрепительного платежа» находился в пределах 300 рублей. Конечно же, жертва, которая его проводила, только теряла деньги и не получала никакого вознаграждения. Такой тип мошенничества получил название «скам».
  3. Создание фейкового сайта финансового учреждения. Основная цель – узнать данные для доступа в личных кабинет. Важно запомнить: на настоящем сайте банка рядом с адресом есть значок в виде замка, обозначающий безопасное соединение.

По информации, предоставленной «Лабораторией Касперского», с января по ноябрь этого года было обнаружено почты 86 тысяч скам-ресурсов, 62,5 тысячи из них компания заблокировала во втором полугодии. Если бы каждая заблокированная попытка перехода на фейковую страницу была успешной, мошенники смогли бы получить более 13 миллиардов рублей.

Как защититься от мошенников

Чтобы максимально обезопасить себя от обмана, нужно придерживаться нескольких простых правил:

  1. Не предоставлять персональную информацию по телефону. Сотрудники банка или представители бюро кредитных историй никогда не просят назвать свв-код или пароль из смс для подтверждения или отмены операции. То же самое относится к переводу денег на «безопасные счета» или установке программного обеспечения.
  2. Установить антивирусную программу и не переходить по ссылкам от неизвестных контактов.
  3. Обращать внимание на адрес страницы банка или платежной системы.
  4. При обнаружении мошеннической деятельности и несанкционированного списания средств со счета как можно быстрее обратиться в банк и написать заявление в полицию.

Необходимо помнить, что вернуть утраченные деньги практически невозможно, ведь клиент самостоятельно вводил данные карточки и подтверждал оплату. Отказ банка в возврате средств можно оспорить в суде, но практика показывает, что шансы на положительный исход событий все равно остаются минимальными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here